В 1656-1659 гг. по указу царя Алексея Михайловича от 28 марта 1656 г. на слиянии рек Лопань и Харьков под руководством воеводы Воина Селифонтова была построена крепость. Поселение окружали глубокий ров, вал и двойная стена дубовых колод с десятью башнями. Так было положено начало современному мегаполису. Таким образом наш город и получил привязку к своей главной реке — Лопани.

Для начала немного географии. Река Лопань является левым притоком реки Уды и, в свою очередь, имеет своим левым притоком реку Харьков. Берет же свое начало Лопань в Белгородской области, в балке у села Долбино на юго-западном склоне Среднерусской возвышенности. Название реки происходит от древнерусского «лопань»— колодец. Длина реки составляет около 93 км. Правый берег реки более высокий и крутой, соответственно левый — пологий, низкий. Русло Лопани местами довольно извилистое. Ее ширина от 1 до 20 м, а глубина от 0,3 до 1 м. Ее ширина от 1 до 20 м, а глубина от 30 см до 1 м. Из-за невысоких берегов в черте Харькова они подсыпаны (обвалованы). В центре города берега облицованы камнем. В период весеннего снеготаяния Лопань быстро наполняется талыми водами. В это время уровень воды поднимается на 1,5-2 м, а иногда и на 3-4 м. В 1893 г. ее уровень поднялся настолько, что под водой оказалась территория, где сейчас расположен Центральный рынок и прилегающая к нему территория. К маю река обычно мелеет, а летом кое-где даже пересыхает, зимой иногда промерзает до дна. 

Левый приток Лопани — река Харьков длиной приблизительно 71 км. По одной из версий, пожалуй наиболее достоверной, название реки происходит от слияния двух географических тюркских терминов: Хара (Кара, Хари), что означает «земля», «суша» и Коба (Кобу, Кобе) — «след временного потока». Дословно — «мелководная, пересыхающая речка». Максимальная ее глубина 1,5 м, летом почти пересыхает. 

Ученые Харьковского университета им. В.Н. Каразина выделили в речных долинах Слобожанского края до 78 террас. Образование террас связано с деятельностью реки. Протекая, она размывает и, соответственно, углубляет свое дно. Ступени (террасы) имеют вид горизонтальных или слабонаклоненных площадок, вытянутых вдоль склона долины. Самая низкая и самая молодая — современная пойменная терраса. Все остальные тоже когда-то были поймой. Возраст самых древних террас рек Лопани и Харькова — более 1 млн. лет. Такие природные ступени являются удобными строительными площадками, на которых и располагается город. 

Главной улицей Залопанской части города была Полтавская (потом Екатеринославская, Свердлова, ныне — Полтавский шлях), в конце XVIII века она застроилась частными домами харьковской знати. 

В Захарьковском районе города за пределами земляных укреплений образовались площади, где происходили торги и ярмарки (Вознесенская площадь — ныне площадь Фейербаха, Михайловская площадь — сейчас площадь Руднева). В начале XIX века были разобраны ставшие ненужными оборонительные стены и на месте рвов и валов образовалось полукольцо торговых площадей: Ярмарочная (Конституции), Народная (Розы Люксембург), Лопанский базар (Пролетарская). На территории Лопанского базара, начиная с XVIII столетия, были разбросаны небольшие магазинчики, деревянные харчевни. Четыре раза в неделю происходили торги, на которые съезжались крестьяне из окрестных сел. В 1835 году после пожара, уничтожившего все деревянные строения, базар ликвидировали. Однако в 20-е годы XIX века на Лопанском базаре снова построили крытый рынок, а в середине столетия были построены каменные торговые здания, каменный корпус — Сергиевский ряд, названный в честь одного из известнейших харьковских губернаторов. 

Район от Павловской площади до реки Харьков тогда назывался Подол. Река Харьков раньше текла значительно ближе к Павловской площади. В середине XIX века жители города для защиты от наводнений засыпали массы навоза, изменили течение реки и подняли ее берега. Вблизи слияния рек Харькова, Лопани и Нетечи было основное место торговли рыбой — как местной, так и привозной. Поэтому центральная улица Подола получила название Рыбной. С 1943 по 1953 гг. она носила название «Улица маршала Л.П. Берия». 

Неподалеку возле нынешнего Благовещенского рынка (территория, которая раньше была островом), вблизи Ивановской левады (стадиона «Локомотив») находилась главная городская арена кулачных боев. На льду Лопани собиралась толпа как молодежи, так и профессиональных бойцов. Бои здесь называли «быками» и если кто участвовал в бою на быках — значит имел силу. Отличившиеся становились известны на всю округу. На Рождество, в дни традиционных боев, число участников достигало тысячи. Сюда приходили жители Холодной и Лысой гор, Ивановки, Клочковской, Панасовки, Кацарской, Чеботарской и Конторской улиц и желающие со всего города. Разошедшихся драчунов не могла разнять даже полиция, и тогда на подмогу вызывали пожарную команду, которая поливала толпу водой, пока та не рассеивалась. 

Почти напротив Благовещенского базара на Лопань выходит весьма известная харьковская улица — Бурсацкий спуск, названный так в честь находившегося здесь духовного училища — бурсы, жизнь и нравы которой описаны Н.Г. Помяловским в его «Очерках бурсы». 

Во времена основания города крестьяне, жившие в болотистой низинной части — Залопани — построили деревянную церковь. Во время одного из городских пожаров она сгорела и на ее месте построили новую, тоже деревянную. Однако через полвека сгорела и она. К тому времени рядом уже возник рынок, появились дома зажиточных горожан и возникла необходимость возвести достойное, уже каменное строение. Которое и было возведено в конце 19-го века на деньги от пожертвований горожан и являлось в течение ста лет украшением этой части Харькова. К концу 19-го века в быстрорастущем городе количество прихожан увеличилось и старая церковь стала банально тесна. Поэтому в течение 20 лет по проекту М.И. Ловцова построили новую, которую и открыли в 1901 году. Сегодня Благовещенский храм — кафедральный собор Харьковской епархии и подлинное украшение первой столицы. 

В 1783 году началось строительство каменного моста через Лопань. Но построен он был непрочно и вскоре разрушился. В 1790 году, используя остатки каменного моста, через Лопань перебросили мост деревянный. Существующий сейчас Лопанский мост (архитектор А.В. Межеровский) построен в 1958 году на месте разрушенного в годы Великой Отечественной войны. При его постройке использовались каменные опоры, оставшие-
ся от старого моста. 

Через Лопань в прошлом существовали также деревянные мосты Дмитриевский и Конторский, построенные по проекту архитектора Б.Г. Михайловского. 

С одним из старых Лопанских мостов произошел однажды любопытный случай. Как-то он пропал. Впоследствии выяснилось, что мост приказал разобрать тогдашний губернатор, так как драгунскому полку, квартировавшему под Харьковом, понадобились доски для устройства яслей в конюшнях. 

Захарьковский район города также был связан центром поначалу деревянным мостом, построенным через реку Харьков в 1770 году. Каменным он стал в 1901 году, но был разрушен в годы Великой Отечественной войны. По нынешнему железобетонному Харьковскому мосту, построенному на месте разрушенного, движение началось в 1954 году в дни празднования 300-летия объединения Украины с Россией. Скульптуры, установленные на пьедесталах при въезде на мост, символизируют это воссоединение и единство двух народов. 

Река Харьков в то время была относительно чистой: на ней в Журавлевке стояло много купален зажиточных обывателей, а один из губернаторов любил по ней кататься на лодке. Река же Лопань, загрязненная шерстомойками и спуском нечистот из города, и тогда сильно огорчала харьковчан своим зловонием. Так описывали состояние харьковских рек в 1861 году. Когда-то в центре города текла маленькая речушка Нетечь, приток Харькова. Река была настолько загрязнена отходами, что еще в начале века в санитарных целях ее вынуждены были засыпать. 

Кстати, речка Харьков, как и во времена начала промышленного развития города, считается значительно более чистой, нежели Лопань. И сейчас рыбачки, сидящие на ее берегах, ловят карася и некрупную щучку, считая рыбу, пойманную здесь, вкуснее, чем в Удах. Лопанской же рыбой они пренебрегают, считая ее невкусной. 

Хочется все же надеяться, что мы одумаемся наконец и перестанем продолжать губить окружающую нас Н2О, которая сейчас наверняка и так имеет уже совсем другую химическую формулу.