Так случается нередко: наши едут за границу, но рано или поздно возвращаются. Кто-то не смог приспособиться, у кого-то здесь остались родственники. Да и просто… ностальгия. «Где родился, там и пригодился», — считает Эдуард Кусковский, наш земляк, харьковчанин, актер по профессии.

В прошлом он играл характерные роли в местном ТЮЗе. Cегодня Эдуард проживает в США, ведет бизнес, связанный с современным искусством: он устроитель художественных выставок русских и украинских мастеров в Лос-Анджелесе.

— Эдуард, хотя у вас бизнес в Америке, вас очень часто можно увидеть в родном городе. Что, тянет на родину или это только бизнес? 


— Вообще, у меня сезонность: Харьков — летом, Америка — зимой, Москва — в межсезонье. Как вы понимаете, по роду своей деятельности я должен держать руку на пульсе здешней художественной жизни. Из зарубежья она малопонятна. Это раньше Америка была не ближе обратной стороны Луны, а сейчас — сел в самолет и ты там. Или опять здесь. 

— Вы активно продвигаете харьковских художников на американском рынке. Почему именно художников? 

— Почему бы и нет? Исторически в Харькове сложилась уникальная ситуация с искусством. Художники больше тяготеют к импрессионизму, авангарду, кубизму. Ведь институт, который оканчивают большинство наших творцов — Художественно-промышленный. В нем нет архаики канонической живописи и требования реализма, как, например, в Академии художеств в Санкт-Петербурге или в студии Грекова в Москве. При Сталине в Харькове все это активно пытались привить, но, как видите, не прижилось. Плюс еще город специфический — мешанина стилей в архитектуре. Я предлагаю работы не с видами Зеркальной струи и Госпрома — на это спрос только у наших эмигрантов. Яркие, эмоциональные кусочки эклектичной старой Европы, где во всем чувствуется близкий Америке урбанизм — вот что прежде всего интересно иностранцам. При этом всех в работах харьковчан привлекает универсальность, теплота, человечность. Такие картины можно повесить везде — хоть в офисе, хоть дома в спальне. 

— Но ведь устраивать выставки и вернисажи в Америке, наверное, очень дорого? 

— В Америке это довольно сложно: нужно договариваться, арендовать помещение,
использовать связи и деньги. Но тем не менее это там на каждом шагу. Есть даже целые городки искусства — «Лагуна Бич» к примеру. Там живут художники, и вернисажи не прекращаются круглосуточно. Много знаменитых галерей, например «Глобал», которые устраивают гастроли выставок по всему миру. Вход, естественно, везде бесплатный. Можно наслаждаться искусством, вариться в нем круглый год, если захочешь. Вот бы
у нас такое! 

— По профессии вы актер. Неужели, находясь в Голливуде, вам не хотелось себя попробовать в кино? 

— Первый опыт был, когда мои друзья-музыканты из группы «Рэд Элвисы» (они когда-то прославились саундтреком к боевику «Шестиструнный самурай») затащили меня на съемки фильма Стивена Спилберга «Война миров». Снимали большие массовые сцены бегства людей от инопланетян под дождем. Я там кое-где мелькал. И даже видел самого мэтра — Спилберга. За смену заплатили какие-то копейки — 150 долларов. Но зато я присутствовал на настоящей голливудской кухне, перезнакомился с киногруппой. Потом участвовал в телефильме, где меня пригласили дублировать одного из актеров. 

— Неужели у вас такой безупречный английский? 

— Совсем нет — отличный русский. Видите ли, в американском кино по старинке наших соотечественников играет почему-то кто угодно: немцы, скандинавы, югославы. Так вот, из-за их корявого ломаного русского эпизоды кое-где приходится переозвучивать. Странное дело: а нашим людям в Голливуде предлагают изображать итальянцев, испанцев и мексиканцев — всех, только не самих себя.
У меня есть агент. Он куда-то меня двигает, что-то предлагает, я исправно ему плачу, но… Вообще, этим нужно заниматься, а свободного времени нет. Невозможно находиться везде одновременно.

Еще я понял: голливудские студии — это совершенно закрытый мир, похожий на крепость. Там крутятся колоссальные деньги, не сравнимые даже с рынком современного художественного искусства. Туристы, обычные американцы, эмигранты видят лишь обложку, вернее, обертку, фантик от конфеты. Вся начинка — неизвестное, сокрытое, спрятанное. 

Эдуард Кусковский и Мила Йовович— Вы знакомы с Милой Йовович…. Неужели такие знакомства не влияют на актерскую карьеру? 

— Да, я дружу с ее мамой Галиной Логиновой и хорошо знаком с Милой. Несмотря на то, что Мила много играет, у Галины карьера в Голливуде не складывается. Она с восторгом соглашается на работу в российском кино. Мила пару раз звала меня на съемки, но как-то не сложилось. Открою секрет: большинство ее фильмов, как и большинство голливудских, снимаются не в Голливуде и даже не в Америке, а в… Словакии. Там развитая киноиндустрия, к тому же снимать намного дешевле. Но я как представил, что надо бросать все дела и ехать куда-то на кастинг в Братиславу… Нет, я пока не готов. Лучше я съезжу в Харьков. 

— Ну и как вам современный Харьков? 

— Меня по-прежнему многое удивляет. Удивляет свойство Харькова перенимать как все самое лучшее, так и самое худшее. В городе много талантов. Недавно был на презентации клипа молодой певицы Одри — очень талантливая девушка. В Америке, например, когда человек выносит свое творчество на суд зрителя или слушателя, его приветствуют, уважают за смелость, всегда относятся доброжелательно и благосклонно. А здесь, на презентации, я увидел немало равнодушных, постных лиц. Как будто каждый день в городе снимают клипы, сотнями «живьем» выступают артисты… И еще одно: меня нигде не останавливают полицейские и милиционеры — ни в Лос-Анджелесе, ни в Нью-Йорке, ни в Париже, ни в Москве. Ни даже в Киеве. А вот в родном Харькове ко мне регулярно подходят представители органов и просят предъявить документы. Все это очень странно. Может, я не так одет, не так выгляжу, не так улыбаюсь?.. 

— Где вы все-таки себя чувствуете комфортнее: в Америке или здесь? 

— Там, конечно, мы чужие. Как говорится, «где родился там и пригодился».
Все-таки здесь мне спокойнее. Но для личности важно не только бегать по одной дорожке, пусть это даже знакомая с детства улица Сумская, а увидеть мир, понять его и суметь себя реализовать.