Лето — время отдыха после года напряженной работы, время для смены обстановки, для новых впечатлений. Кому-то больше нравится нежиться под ласковым южным солнцем, кто-то предпочитает активный отдых, включающий лазание по горам или плавание на байдарках по реке и жизнь на природе в палатках. Но лучше попробовать совместить и то и другое: чтобы набраться впечатлений, отдохнуть от городской суеты. Идеальное для этого место — южный берег Крыма.

«Человек, у которого есть власть и деньги, должен прожить жизнь так, чтобы ему прощались и власть, и деньги» (граф Воронцов). 

Любой уголок Крыма чем-то примечателен, и если вдруг во время вашего отдыха у моря испортилась погода, не стоит огорчаться, используйте это время для экскурсий. И, поверьте, оно будет незабываемым. 

В Крыму множество замечательных парков и дворцов, некогда принадлежавших русским царям и приближенной к ним знати. Огромной популярностью у туристов (как наших, так и зарубежных) пользуются экскурсии на Ай-Петри, в Ливадийский и Воронцовский дворцы. О последнем и пойдет речь. 

Алупка была поселком 
Еще в начале ХІХ века Алупка была небольшим поселком, насчитывающим около 35 домов. В 1783 г., когда Крым был передан России, Екатерина ІІ пожаловала Алупку Потемкину, затем ею владел командир Балаклавского пограничного батальона полковник Ревелиоти. В 1823 г. один из крупнейших помещиков России — граф Воронцов — приобрел эти земли вместе с рядом других на ЮБК.  

Граф имел более 400 тыс. десятин земли в 17 губерниях России, а свое состояние он сколотил за счет тяжелого труда крестьян, которые, работая на него, должны были к тому же платить оброк. 

Сначала в Алупке располагалась летняя резиденция Воронцова — небольшой домик в восточном стиле, до наших дней не сохранившийся. А после того как землю здесь скупили, а местное население вытеснили к горам, на каменистую почву, в 1828 г. начинаются подготовительные ландшафтные работы для строительства дворца. 

Воронцов, длительное время проживший в Англии, где его отец служил послом, на всю жизнь остался англоманом, и поэтому проект по строительству дворца был поручен английским архитекторам Эдуарду Блору и Вильяму Гунту. 

Даже Сталин гордился Воронцовским 
Работы по строительству дворца заняли период с 1828 по 1846 г., в это время поочередно были возведены все его корпуса. Строительные работы выполняли крепостные Воронцова, работая вручную примитивными орудиями. Свою лепту в строительство внесли владимирские каменотесы, славившиеся искусством возведения белокаменных соборов. История хранит имена тех, чьими силами был построен этот дворец. Например, известно, что один из фонтанов, который украшает главную террасу, был высечен из белого мрамора крепостным Ивановым. 



Дворец расположен на высоком обрывистом берегу и утопает в зелени. Позади его виднеется хребет Ай-Петри. Зеленовато-серый диорит, природный камень вулканической породы — основной строительный материал для дворца. Он гармонично вписывается в пейзаж горного хребта. Складывается ощущение, что это не многолетний труд народных мастеров, а выросшая самостоятельно у самого подножья гор крепость. Кстати, за материалом далеко ходить не пришлось — его брали прямо на территории парка, в так называемом «хаосе» — месте нагромождения камней. 

Когда в 1921 г. Воронцовский дворец стал музеем, часть экспонатов (мебель, живопись, предметы прикладного искусства, скульптуры) поступила из коллекций украинских, московских и ленинградских музеев. Старинные предметы помогают в полной мере ощутить атмосферу, характерную для богатых домов позапрошлого столетия. 

Западный вход представлен в виде двух массивных башен, придающих дворцу вид неприступной средневековой крепости. Тут же стоит часовая башня, отделяющая вход от размеренной жизни внутреннего дворика, а южный, наоборот, оформлен по типу восточного замка и выглядит торжественно. С этого места открывается вид на море, здесь хочется задержаться подольше. От южного входа в парк спускается широкая терраса. Ее еще называют «Львиной» — по двум ее сторонам расположены статуи львов, которые словно предназначены для охраны покоя хозяев. 

На главной террасе четыре статуи львов. Но лишь одна из них — «Спящий лев» — работы известного итальянского скульптора ХІХ в. Боннани, остальные были созданы его учениками. 

Во время Ялтинской конференции в феврале 1945 г., когда Уинстон Черчилль прогуливался по Воронцовскому дворцу, он обратил внимание на «Спящего льва»: «Кого-то этот лев мне напоминает... Знаю, меня». Затем он предложил Сталину продать ему скульп-
туру. На что сразу же последовал ответ «отца всех народов»: «Народным добром не торгуем!» 

А что там внутри? 

Из внутренних помещений дворца наибольший интерес представляют парадные комнаты центрального корпуса 1834-1841 годов. Декоративная отделка их выполнена с большим мастерством русскими талантливыми резчиками по дереву, камню, лепщиками, вышивальщицами. Для оформления комнат использовались различные породы дерева, диорит, мрамор, ситец, обои, китайские циновки. 

Во дворце очень много комнат, и рассказывать о каждой из них не представляется возможным, остановимся лишь на самых примечательных. 

Осмотр дворца начинается с так называемого вводного отдела. Это узкий длинный коридор с высокими потолками. Тут в огромном стенном шкафу находился гардероб хозяйки дворца, разнообразию которого позавидует любая современная модница.
«Голубая гостиная» — светлая праздничная комната. Ее стены украшены белым лепным узором в виде вьющегося растения с цветами, придающего комнате нарядность. Каждый цветок вылеплен вручную, поэтому найти два абсолютно одинаковых просто невозможно. На фоне голубого и белого цветов хорошо смотрится оббитая желтым шелком мебель. 
Беломраморный камин придает этой комнате уют, а высеченный на нем рисунок перекликается с настенным узором. Комната разделена на две неравные зоны округ-
лой аркой и выдвижным занавесом, благодаря которому она исполняла роль зрительного зала и мини-сцены. Именно тут последний раз в своей жизни выступал русский актер М.С. Щепкин. 

Одно из помещений дворца получило название «Ситцевая комната»: ее стены и мебель обиты тонким ситцем, сохранившимся еще со времен строительства дворца. Очевидно, ткань была изготовлена на Ивано-Вознесенской или Московской мануфактурах. Такие «ситцевые комнаты» были характерны для дворцовых интерьеров середины
ХІХ в. 

Самое величественное помещение — парадная столовая. В ее отделке широко использовано резное дерево. Дубовые панели, деревянный потолок с высеченным рисунком, сложная отделка дверей и резные рамы панно в стиле поздней готики украшают просторное и светлое помещение столовой. Мебель красного дерева была выполнена по английскому образцу русскими мастерами в 30-х годах ХІХ в. Место, где обычно находится камин, отведено для декоративного фонтана, выложенного майоликовой плиткой и обрамленного отшлифованым диоритом. Над фонтаном — небольшой балкончик для придворных музыкантов. 

Во дворце также есть зимний сад, являвшийся предметом особой гордости хозяев. Он соединяет центральный и столовый корпуса. Среди экзотических растений расположились рукотворные фигурки людей, вазы, изготовленные в середине ХІХ в. на российских фабриках. Вот беломраморная «девочка». Если хорошенько присмотреться, можно даже увидеть поры на ее коже и платьице в складочку такой тонкой работы, что кажется совсем невесомым. Девочка чуть наклонилась вперед, словно что-то рассматривает. Это работа итальянского скульптора Корбеллини. 

Парк «Воронцовского» периода 

Сразу за террасой начинается парковая зона, занимающая площадь более 40 га. Тут множество уникальных растений, привезенных с полмира. Деревья посажены таким образом, чтобы не сливались в одну сплошную зелень: зеленый цвет чередуется с желтым, красным, салатным. По стенам южного фасада вьется растение с причудливым названием — «слоновьи ушки», однако оно полностью отвечает его внешнему виду. Ягодный тис — растущее преимущественно в горах, кустистое растение. Еще во времена Ивана Грозного из него делали кубки для вина. Если вино находилось в нем более четырех часов — оно становилось ядом. Иногда им потчевали людей, попавших в немилость к правителю.
Еще одно интересное растение в парковом ансамбле — мамонтовое дерево, ветки которого напоминают бивни мамонта. Дерево так же, как и живое существо, имеет сезонную линьку — ежегодно сбрасывает нижнюю часть кроны. 

В парке расположены три небольших пруда. Предполагалось, что в двух из них будет находиться по паре лебедей — черных и белых. 

Великие поэты России, побывав здесь, не могли остаться равнодушными к красоте этих мест:

К прибрежью моря длинная аллея
Ведет в дали как будто в небосклон:
Там море подымается, синея
Меж позабытых мраморных колонн.
Там на прибой идут ступени стройно
И львы лежат, как сфинксы, над горой;
Далеко в море важно и спокойно
Они глядят вечернею порой.
(И. Бунин)

Словно вчера писал эти строки Иван Алексеевич. Все точно, как тогда. Во дворце утрачивается чувство времени — складывается ощущение, что и не было вовсе тех полторы сотни лет, отделяющих ваш визит во дворец от момента, когда ступила сюда нога его первого хозяина. 

Кажется, как только экскурсия покинет дворец, непременно вновь в этих стенах закипит жизнь. Тут даже пыли на мебели не больше, чем в любом жилом доме. И только рассказы экскурсовода о разрушении дворца вследствие оползней (частого явления в прибрежных зонах Крыма) заставляют вернуться к действительности. Хочется верить, что природные условия и постоянная нехватка средств в государственном бюджете не станут причиной, по которой этот чудесный памятник архитектуры может прекратить свое существование, и каждый год летом, как и прежде, тысячи туристов будут с восторгом шествовать по залам дворца...