Впервые после нашумевшего совместного решения МИДа и СБУ о запрете на въезд, в том числе и Эдуарда Лимонова, в Украину, этот общественный деятель посетил наш город. 16 сентября исполнилось 86 лет его маме, которая по-прежнему проживает в Харькове.

Теперь, в рамках программы улучшения взаимоотношений между Россией и нашим государством, с Эдуарда Лимонова сняты обвинения в попытке свержения государственного строя в Украине. А ведь запрет на пересечение украинско-российской границы привел к личной трагедии Эдуарда Вениаминовича, о которой он рассказал на прошедшей во вторник пресс-конференции: 

— В 2004году у меня умер отец и меня не пустили на похороны. Списка лиц, которым въезд в Украину закрыт, больше не существует. Могу только приветствовать этот жест! На этот раз у меня были лишь небольшие неприятности на границе. После прохождения мною паспортного контроля вновь появились пограничники и потребовали документы, но после некоторой суматохи и бесконечных консультаций, по-видимому, с солидными людьми, меня пропустили и извинились. Они долго смотрели в предоставляемые мною бумаги, но, думаю, эти люди умеют читать по-украински не хуже, чем я. 

Эдуард Вениаминович перед началом конференции предупредил, что будет игнорировать вопросы, связанные с политической ситуацией в Украине, дабы не повторилась сложившаяся ситуация. Но в целом предвыборную кампанию охарактеризовал следующим образом: 

— И черт ногу сломит в ваших выборах. Я не отслеживаю политическую ситуацию в вашей стране. Я теперь буду приезжать чаще. Съездил в родную школу, на Тюринский пруд… В целом нашел Харьков красивым. Осень — лучшая пора в Харькове! Летом жарко и пыльно, весной — грязно и сыро, а вот осенью… Последний раз я был в Харькове в 1994 году. Город был облупленный, как и все населенные пункты Союза, а теперь, можно так сказать, приобретает глянцевый оттенок. Но дороги, особенно в районе Салтовки — просто ужасные. Надеюсь, за такую критику меня не будут пытаться выдворить за пределы страны! — иронизирует Лимонов. 

— Эдуард Вениаминович, а есть ли в Харькове последователи Лимонова? Координируются ли их действия «центром»? 

— На территории России меньше месяца назад запретили НБП, «Лимонку» закрыли в 2002 году. Официально мы не существуем. Но на самом деле партийцы никуда не делись, нам запретили заниматься политикой под определенным «брэндом». Партийцы работают в рамках коалиции «Другая Россия», в который входят «Объединенный гражданский фронт» Гарика Каспарова, организация «Оборона», часть «яблочников», часть московской организации СПС и другие. То, что вы можете увидеть в Харькове — результат нашей деятельности. СБП до сих пор выпускает газету «Дух народа». 

— А в какой школе вы учились? 

— Я учился в 8-й школе. С удовольствием встретился с одноклассниками. Удивительно, что из 11 ребят в живых остались только трое! Все остальные успели каким-то образом умереть непонятно почему. То ли жизнь такая… Мужчины на территории бывшего СССР мрут довольно-таки быстро. Мне были интересны судьбы людей. Например, дочь друга стала директором школы, в которой я учился. Ведь прошло полстолетия! В 1960-м году я окончил школу — это же было на другой планете! 

— Наверное, некоторые одноклассники воспользовались моментом, чтоб попросить у вас денег взаймы? 
— Судя по тюренским домам, мои одноклассники — ребята не бедные. На Салтовке мы когда-то называли их «куркулями». А вообще, литературный труд не приносит большого дохода, хоть люди по старой памяти считают, что Шолохов летал на личном самолете. Это не так. 

— Скажите, в начале 90-х деятели искусства массово уходили в политику, теперь же намечается обратная тенденция. Не собираетесь ли вы вернуться в страну литературы? 

— Знаете, я, собственно, никуда и не уходил из этой страны и не считаю, что передо мной стоял такой выбор. Изначально литература рождалась из политики. Цезарь воевал с галлами и писал о своих войнах записки. Сегодня невозможен писатель «переделкинского» периода. Трудно представить популярного писателя, проживающего в поселке и медленно о чем-то размышляющего. Сегодня ленивые мысли прогулок между березами людей не интересуют. Им интересно проявление экстремальной жизни. Писатель должен быть на войне — и в тюрьме, и в эмиграции, а это тяжелый жизненный опыт. В экстремальных ситуациях люди больше всего проявляются, а дальше идут в дело талант и, по мере возможности, этот опыт. Когда-то я пытался с литературой порвать. Но во время «отсидки» написал 8 книг. Когда вышел, тоже зарекался, что писать не буду, но нужны были деньги, ведь литература — это моя профессия! И написал «Лимонов против Путина». Но ни одна типография не захотела публиковать книгу, изобличающую президента
нашего государства. 

— Эдуард Вениаминович, какая ваша политическая мечта и как она соотносится с реальностью? 
— В политике лучше не иметь мечты. Политическая мечта, она же цель, — в России должны состояться, наконец, свободные выборы, без всяких ограничений, без ущемлений в регистрации, в которых участвовали бы все существующие политические партии. И после этих выборов должен появиться свободный российский парламент. Я уверен, что он будет очень многопартийным. И после этого, собравшись вместе, партии должны будут создать коалиционное правительство. Для меня как гражданина страны, которая тотально не свободна, такая политическая мечта является единственной. Мы должны восстановить в нашей стране свободную политику и предоставить народу право выбора. 

— В названии вашей партии фигурирует слово большевизм. Скажите, предлагаемая вами идеология также отрицает Бога и церковь? 

— Православие — это наша традиция. У меня родился недавно сын, и я повез его крестить в Ростов. Религия, к сожалению, не влияет на политику в нашей стране, и организации, основанные когда-то на православии, теперь не исполняют свою социальную функцию, они попросту, исчезли. Проблема в том, что у нас ничтожно мало настоящих верующих. Сегодня Русскую Православную Церковь можно упрекнуть в близости к власти, поскольку она привычно прижимается к сапогу политической элиты, за что власть отдает ей собственность. Попы богатеют, толстеют, а я бы хотел, чтобы наша церковь была бедной. У нас много бедных в России, которым можно и нужно помочь, а рядом подруга Романа Абрамовича тратит 118 тысяч евро на шопинг, что меня поразило. Где в этом церковь? 

— А лозунги «Ешь богатых!» и «Налог на роскошь» придумали вы? Прокомментируйте их, пожалуйста. 

— Нет, придумал их не я. И вообще, это не лозунги, а просто «кричалки», используемые во время массовых акций. Такие слова заводят публику и не больше. 

— У вас есть охрана? 

— Поскольку я дважды подвергался нападениям, меня всегда сопровождают верные друзья. Я никогда не боялся за свою жизнь до того, как Андрей Луговой не заявил в СМИ, что следующим «смертником» после Политковской и Литвиненко может стать, вероятнее всего, Эдуард Лимонов. Слышать подобные слова от такого зловещего, серьезного человека — страшно! Начинаешь верить в их истинность. 

— Эдуард Вениаминович, вы считаете себя патриотом? 

— Я бы, пожалуй, мог себя назвать таковым, если бы это слово было не так избито и затаскано. А вообще-то — да, конечно!

За время интервью Эдуард Лимонов показал себя интеллигентным, образованным и сдержанным человеком, что с трудом соотносится с его репутацией, политической деятельностью и, в частности, лозунгами его партии. Может быть, все же стал осторожничать? 

Краткая биография
Эдуард Вениаминович Лимонов родился 22 февраля 1943 года в г. Дзержинск (Черноречье) Горьковской (Нижегородской) области. Восьмилетку окончил в г. Харькове.
Владеет английским и французским языками. Молодые годы провел в Харькове, затем переехал в Москву, где вошел в круг молодых художников, писателей, диссидентов — «культурный андеграунд». Писал стихи.
В 1973 году уехал из СССР на Запад. В Нью-Йорке в поисках средств к существованию перепробовал 13 профессий. Позже переехал во Францию.
В 1976 г. написал свой первый роман «Это я — Эдичка» с резкой критикой Америки. В ноябре 1980 г. роман был издан на французском языке под названием «Русский поэт предпочитает больших негров». Книга имела успех и была переведена на 15 языков. В конце 1991 года по просьбе Лимонова ему было возвращено российское гражданство.
С 1991 г. участвует в политической жизни России. Примкнул к радикальной правой оппозиции. В 1992 г. вступил в Либерально-демократическую партию (ЛДП). На выборах 1993 г. в Госдуму V созыва выдвигался по Тверскому округу № 172 от группы избирателей. В ходе голосования занял третье место.
В 1994 г. приступил к созданию Национал-большевистской партии, начал издавать партийную газету «Лимонка».
13 октября 1995 г. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы 6-го созыва по одномандатному 194-му Ленинградскому избирательному округу г. Москвы. На выборах собрал 1,84% голосов избирателей. В сентябре 1997-го участвовал в выборах в Госдуму по 52-му одномандатному округу Ставропольского края, заняв пятое место с 2,8% голосов. Принять участие в думских выборах 1999 года НБП не удалось, поскольку партия не успела зарегистрироваться в Минюсте за год до выборов, как того требовал закон.
В феврале 2000 года члены НБП провели акцию протеста у посольства Польши в Москве, забросав здание бутылками с зажигательной смесью.
В сентябре 2000 года Лимонов выпустил «Книгу мертвых».
7 апреля 2001 года был задержан по обвинению в незаконном приобретении и перевозке огнестрельного оружия и взрывчатых веществ. Позднее Лимонову было предъявлено обвинение в терроризме и организации незаконных вооруженных формирований.
В августе 2001 года ему было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Госдумы по 209-му округу Санкт-Петербурга.
В марте 2002 года баллотировался в Госдуму по Дзержинскому округу Нижегородской области, внеся вместо подписей избирательный залог, но занял лишь четвертое место, набрав 6,56% голосов избирателей.
15 апреля 2002 года Генпрокуратура утвердила обвинительное заключение в отношении Лимонова. 31 января 2003 года в Саратове на процессе по делу Лимонова государственный обвинитель Сергей Вербин потребовал приговорить лидера НБП к 14 годам лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима.
15 апреля 2003 года Лимонов приговорен к 4 годам лишения свободы за «незаконное приобретение и хранение огнестрельного оружия и боеприпасов».