Ученые Харьковского института проблем криобиологии и криомедицины НАН Украины разработали уникальную технологию извлечения ценных экстрактов из продукта, который пчеловоды раньше игнорировали.

Новаторская идея принадлежит заслуженному деятелю науки и техники, доктору медицинских наук, профессору Борису Сандомирскому. Над ее воплощением четыре года трудился целый коллектив химиков и биологов. 

Пчеловоды всегда по максимуму использовали все плоды пчелиного труда. Мед, прополис, воск, пчелиный яд — всегда охотно применяли и в официальной, и в народной медицине, поскольку эти продукты обладают самыми разными полезными свойствами. Но есть единственный продукт, которым до сих пор пренебрегают — подмор. А зря: из этого материала можно извлечь немало пользы. 

В холодное время года пчела не покидает своего жилища. Когда трудолюбивое насекомое погибает — оно падает на дно улья, рассказывает Борис Сандомирский. Кроме останков пчелы, туда попадают кусочки прополиса, воска, перги — своеобразного углеводно-белкового питания пчелы, состоящего из меда и пыльцы. Эта миксмесь из множества полезных компонентов, скапливающаяся в улье, и называется подмором. Кстати, пчелиных экскрементов в подморе нет: аккуратистка-пчела опорожняет свой кишечник только вне улья, на улице. 

Подмор — продукт бесценный. Дело в том, что процессы старения, возникновения заболеваний, реакция на радиацию, избыточное солнечное облучение прочно связаны с переизбытком в организме свободнорадикальных молекул. Специалисты считают, что их избыток является и одной из причин атеросклероза и возникновения злокачественной опухоли. Так вот, исследуя пчелиный подмор, наши ученые выяснили, что в нем содержится огромное количество флавоноидов — веществ, обладающих мощными антиоксидантными, антирадикальными свойствами. Исследователей удивило, что в подморе намного больше молекул флавоноидов, чем во многих выпускаемых сейчас лекарственных препаратах, использующихся для блокирования свободно-
радикальных молекул. 

— Используя технологические, в том числе и криобиологические приемы, мы научились извлекать из пчелиного подмора разные экстракты. Мы называем их апи-экстракты («апи» — по-гречески пчела). Они могут использоваться в виде лекарственных препаратов или в качестве добавок к косметическим продуктам — кремам, мылу, — объясняет автор идеи. — Экстракты ускоряют заживление ран. Они дают и высокий косметический результат, который приводит к сглаживанию эффекта старения кожи или если кожа была подвержена экстремальным воздействиям. 

Но, как выяснилось, апи-экстракты пригодны и для внутреннего применения — для профилактики атеросклероза, снятия эффектов, возникающих после стрессов, после избыточного ультрафиолетового облучения, для профилактики рентгеновского и лучевого облучений. Пчелиные продукты используют даже во фтизиатрии. 

— В пульмонологической практике мы часто встречаемся с проблемой снижения иммунитета, — говорит ассистент кафедры фтизиатрии и пульмонологии Харьковского государственного медуниверситета Наталья Крюкова. — Поэтому используем препараты, повышающие иммунитет и действенность антибактериальных препаратов к возбудителям туберкулеза. Для восстановления иммунитета, кроме общепринятых лекарств, мы в очень маленьких дозах используем и мед, и прополис. Такое лечение проводится под иммунологическим контролем, и мы получаем хорошие результаты. Продукты пчеловодства используем даже при открытых формах туберкулеза: они способствуют скорейшему выздоровлению пациентов. 

Апи-экстракты уже готовы, ими заинтересовались косметологические фирмы. А что касается медицины, то здесь процесс от разработки до применения в лечебной практике длительный, препарат контролируется многочисленными проверками. 

— Поэтому сказать о том, что уже завтра апи-экстракты будут применяться в медицине — трудно. Но у меня нет сомнений, что этот вид продукции найдет свое применение, — уверен Борис Сандомирский. 

Досье ученого

Профессор-пчеловод был не раз искусан пчелами 

Профессор Борис Сандомирский занимается пчеловодством уже много лет. Первый интерес к пчелам у Бориса Петровича возник после окончания мединститута, когда его отправили работать в село. 

Там пришлось одновременно потрудиться и хирургом, и педиатром, и акушером-гинекологом. К счастью, при такой «многостаночности» оставалось время и для увлечения плечами. Потом пришел в институт хирургии — заведовал сложнейшим ожоговым отделением, затем работал в Харьковской медакадемии последипломного образования, затем пошел работать в институт проблем криобиологии и криомедицины НАН Украины. 

Материал для реализации новой идеи Борис Сандомирский берет на собственной пасеке: она находится в Стрелечьем. Работа с пчелами приносит удовольствие, впрочем, есть и издержки. Хозяин страдал от своих пчел не раз: кусаются.
— А разве пчелы вас не узнают? — интересуюсь у профессора-пчеловода
— У пчелы очень короткий период жизни. Продолжительность жизни летней пчелы, например, — около месяца, и за это время она не может узнать хозяина. Более того, для нее всякий, кто вмешивается в жизнь улья, враг, — оправдывает своих подопечных профессор Сандомирский. 

На днях Борису Петровичу исполнилось 70 лет. От имени коллектива «Вечернего Харькова» поздравляем профессора с юбилеем и с нетерпением ждем новых научных открытий.