Подросток отказался от бесплатного обучения в Виндзорском университете в пользу физтеха ХНУ им. В.Н. Каразина.

В приемной комиссии Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина ахнули, когда увидели документы очередного абитуриента. На одном из самых сложных факультетов — физико-техническом — пожелал учиться… четырнадцатилетний подросток из Канады. 

Жизнь этого юноши необычна почти с самого рождения. Как говорит Александр, он «всегда был впереди всех». В первый класс пошел, когда ему еще не было трех лет. Тогда, в 1998 году, при киевском Доме учителя была открыта экспериментальная школа для трехлетних детей. Несмотря на «недобор» трех месяцев, Сашу приняли. 

Через год, в 1999-м, родители вернулись в Харьков, и в четыре года он пошел… во второй класс частной школы на Салтовке. 

В Канаде, куда спустя год его отец, кандидат физико-математических наук Виталий Васильевич Костенко, уехал в долгосрочную командировку, пятилетнему Саше пришлось вернуться в детсад — из-за недостаточного знания английского языка. Но выучил его быстро: через полгода соседи не верили, что он — не местный житель. 

В 2001 году шестилетнему ребенку разрешили пойти в первый класс, хотя формально канадцы идут в школу в семь. 

— Уровень школьного образования не только в Канаде, но и в Америке очень низкий, — сокрушается Костенко-старший. — Саша приходил домой после школы и спрашивал: папа, когда же начнутся занятия? Мы сидим на полу и поем песни! 

Канадский ребенок, окончивший первый класс, должен уметь считать до 20. В то время как Саша, с которым папа продолжал заниматься математикой дома, уже решал простые уравнения с одним неизвестным. 

Еще пример, уже из старших классов. В соответствии с канадскими учебниками физики, на Ньютона, сидевшего под яблоней, упала… утка — даже рисунок в книге имеется. 

— И канадские дети воспринимают это спокойно, — удивляется Виталий Васильевич. — А наши не понимают, что утка делала на яблоне и как она со своими перепонками туда забралась. Кстати, однажды произошел еще один курьез: Саша подошел к учителю и спросил, почему в учебнике не написано, как доказывается теорема Пифагора. И тот ответил: эта теорема недоказуема. 

Увидев, что его ребенок значительно опережает одноклассников в развитии, отец Саши безуспешно пытался добиться его перевода в старшие классы. В 2002 году родители забрали сына из общественной школы и определили в третий класс частной, где не было ограничения по возрасту. 

— И потом он еще пару раз перепрыгивал классы, сдавая математику экстерном, — вспоминает Виталий Васильевич.

И никаких компьютерных игр…

 

— Я теоретик, поэтому Саша — мой первый эксперимент, — смеется Костенко-старший. — Саша не гений, который просыпается ночью и начинает царапать на стене формулы. Он нормальный, развитый ребенок, который рано начал заниматься математикой. Мы воспитали в нем обязательность, поэтому он работает каждый день: есть задание — его надо выполнить. 

Мама же следила за тем, чтобы сын не забывал русский язык. 

— У нас было запрещено дома между собой говорить по-английски, — вспоминает Костенко-старший, — только по-русски или по-украински. 

А чтобы Саша не перегружал мозг ненужной информацией, родители запретили ему злоупотреблять компьютерными играми (ему разрешали играть только в выходные, причем не более полутора часов). 

— Клетки — это запоминающие устройства, которые могут вместить определенное количество информации, — объясняет свою позицию Виталий Васильевич. — Во время игры ребенок зрительно получает массу ненужной информации. После того как Саша наигрывался в выходные, я пробовал читать предмет, но ребенок очень плохо воспринимал сведения, задумывался на очевидных вещах. 

За абитуриента боролись три канадских университета 



Двенадцатый класс канадской школы Александр Костенко окончил в 13 лет. В марте ему исполнилось 14. В соответствии с канадскими правилами, выпускник имеет право подавать заявления в три университета. 

Территориально ближайшими университетами для украинской семьи из Торонто оказались Виндзорский и университеты Ватерлоо и Йорка. Ознакомившись в январе этого года с оценками Саши, Виндзорский университет прислал уведомление, что абитуриент зачислен досрочно. Аналогичные сообщения Саша получил от двух других университетов. 

Более того, из Виндзорского университета несколько раз звонили и приглашали семью приехать в университет на экскурсию, а вузы Виндзора и Йорка взяли на себя обязательство «выбить» для Саши возможность бесплатного образования. Но он выбрал… Харьковский университет имени В.Н. Каразина. 

— Думаю, в семье решили, что Саша будет учиться в нашем университете, потому что папа сам является воспитанником нашей системы образования, — считает проректор по учебной и инновационной работе ХНУ, член-корреспондент НАН Украины, доктор физмат наук Николай Азаренков. — Лучше ее в области точных наук нет. Кроме того, благодаря соседству с харьковским физико-техническим институтом (в Пятихатках институт и факультет находятся рядом. — Прим. авт.) эта система доведена до самого высоко уровня. Начинающего ученого в базовом институте знаниями буквально «кормят с ложечки». 

Опыт работы с иностранцами в Харьковском университете есть, констатирует проректор. Но в случае с Сашей может возникнуть проблема социальной адаптации: 14-летнему подростку необходимо будет найти общий язык с 19-летними студентами. 

На физтехе случаи поступления и учебы вундеркиндов уже были. Но они не всегда заканчивались хорошо, с горечью вспоминает проректор Азаренков. Иногда 14-15-летние ребята спивались и не оканчивали вуз. В общежитии много искушений, главное — попасть в «правильный» коллектив, отмечает он. 

Ну а девушка? А девушка — потом! 


Сейчас юный абитуриент готовится сдавать вступительный экзамен по математике и диктант по английскому. Общения с однокурсниками не боится: есть опыт. Кроме того, он совсем не будет выглядеть на их фоне «малолеткой»: сейчас он выше многих потенциальных однокурсников — его рост около 1 метра 80 сантиметров. 

А вот девушки у парня пока нет — вся жизнь подчинена учебе. Как говорит его папа, у физиков есть поговорка: третий, основной курс окончил — можешь жениться. Правда, если у инженеров обзаводиться семьей можно после сдачи сопромата, то у физиков — после сдачи электродинамики. 

P.S. У Саши есть сестра Анна, которой только исполнилось три года. И судя по всему, папа тоже имеет на ее счет большие планы…