“Лаборатория Касперского“, кроме помощи пользователям социальных сетей “Одноклассники” и “Вконтакте” вчера опубликовала и полугодовой отчет по спаму.

Интересно, что кризис практически никак не повлиял на активность спамеров — их активность в первом полугодии 2009 года особо не отличается от аналогичного периода прошлого года.

Правда, поменялся топ 10 стран-источников спама. Из первой десятки вышли Испания, Италия, Германия и Украина. Зато гораздо больше спама стало рассылаться из Индии, Таиланда, Румынии и Польши.



На первом месте находится Россия, на втором — США. Правда, число спамерских писем, рассылаемых из этих стран, сокращается. К примеру, во втором полугодии 2008 года из России рассылалось 22% спама, тогда как в первом полугодии 2009 года — 11%. В США аналогичные показатели составляют 16% и 10% соответственно. Интересно, что Индия смогла всего за полгода повысить свою долю рассылаемого спама с 2% до 10%. Это весьма значительный показатель, который объясняется в большей степени тем, что степень защищенности индийских пользователей очень низка.



Тематическое ранжирование спама в Рунете выглядит следующим образом: на первом месте стоят предложения товаров/услуг для здоровья, медикаменты, на втором — собственно, реклама спамерских услуг, на третьем — спам “для взрослых”, на четвертом — образование, на пятом — копии элитных товаров (часы, одежда и другие).



Несмотря на то, что кризис никак не повлиял на общие объемы рассылаемых спамерских сообщений, существенно изменилось соотношение тематик спама. Так, увеличилась доля саморекламы спамеров. Скорее всего, в период кризиса многие заказчики перестали работать со спамерскими организациями, и теперь все наличные ресурсы спамеры направили на саморекламу, надеясь таким образом найти новых клиентов.

В связи с этим значительно увеличилась доля сообщений с графическими вложениями — вплоть до 15% от общей доли спамерского трафика. Все это обусловлено именно активизацией саморекламы спамеров, которые большую часть писем рассылали в виде картинок.

Эксперты “Лаборатории Касперского” подвели итоги первого полугодия 2009 года:

  • экономический кризис незначительно сказался на объемах рассылаемого спама: в настоящее время доля спама в почтовом трафике составляет около 85,5%
  • вредоносные вложения содержатся примерно в 0,3% спамерских писем
  • главные источники генерации спамерского трафика переместились из стран Западной Европы, США и России в Азию и Латинскую Америку
  • в период кризиса значительно уменьшилась доля спам-рекламы малого и среднего бизнеса
  • спамеры значительно увеличили количество рассылаемого спама с саморекламой