Во время гонок преследования на Олимпийских играх в Ванкувере организаторы допустили немало ошибок при старте спортсменов. Некоторые из таких казусов попали и в прямую трансляцию.

В частности, было видно, что Анну-Карин Олофссон выпустили на 14 секунд позже, чем следовало. Стоит сказать, что и Вале Семеренко на финише сняли 7 секунд с итогового времени (ее тоже задержали). В мужской гонке путаницу заметили сразу и наши тренеры пытались протестовать, но безрезультатно. Исполнительный директор Союза биатлонистов России Сергей Кущенко рассказал агенству "Весь спорт" об этой ситуации.

"На мужской пасьют в жюри вошел главный тренер сборной России Владимир Барнашов и тренер сборной Польши - к сожалению, не знаю его имени. Первыми это (неправильный уход Легелле и Тилы) заметили шведы, забегавшие по тренерской бирже, потом к ним присоединились украинцы, представители других команд. В общем, так или иначе, о допущенной ошибке стало известно практически сразу, на демонстрационном табло напротив фамилий канадца и американца появились "звездочки", и прямо по ходу гонки вычитали из показанных этими спортсменами текущих результатов, скажем так, "украденные" секунды. Тем не менее, мы посчитали, что правила и дух соревнований были нарушены. Ведь пасьют - это непосредственная контактная борьба на трассе, где важнейшее значение играет психология и уровень твоих непосредственных соперников. Понятно, что если ты находишься в прямом соревновательном контакте с сильным соперником, ты за ним тянешься, улучшаешь свой результат. Мы посчитали, что Легуллье с Теелой, уйдя на трассу раньше своего времени, причем Легуллье - значительно раньше, получили незаконное преимущество. И поэтому начали прорабатывать вопрос с подачей протеста на результаты мужского пасьюта в части дисквалификации канадца и американца. Но жюри олимпийских соревнований по биатлону, несмотря на доводы, которые представил Владимир Барнашов, результаты мужского пасьюта утвердило - в том виде, в каком они был зафиксированы на финише. Другими словами, жюри отказалось дисквалифицировать канадского и американского биатлонистов. Тремя голосами против двух. Барнашов был категорически против этого решения. Польский тренер - тоже. А протест мы не стали подавать, потому что он не предусмотрен регламентом - так как факт нарушения был установлен практически сразу, контролировался на протяжении всей гонки, а затем еще подробно разбирался на специальном заседании судейской комиссии сразу после финиша.

Наша оценка случившейся ситуации и намерение подать протест не имели целью удовлетворение каких-то корыстных интересов - хотя результаты пасьюта и влияют на распределение мест в гонке с общим стартом. Мы хотели обратить внимание на проблемы в проведении соревнований по биатлону на Олимпийских играх. Ведь сегодня судьи не только вычитали секунды из результатов Легуллье и Теелы, но и плюсовали - после завершения женской гонки преследования шведке Анне Карин Олофссон-Зидек. Это у меня совсем в голове не укладывается (смеется) - неужели ее на старте силой удерживали?!"

Жюри олимпийских соревнований по биатлону, в состав которого на каждую гонку входят три представителя Международного союза биатлонистов (IBU) и два представителя сборных команд по жребию, все-таки результаты мужского персьюта утвердило.

Три представителя IBU проголосовали «за», а главный тренер сборной России, олимпийский чемпион Владимир Барнашов и тренер сборной Польши - «против».

- Судьи расписались в своем полном непрофессионализме, - сказал Президент Федерации биатлона Украины Владимир Брынзак. - Хотя можно было сделать выводы после женского преследования, где уже был допущен ряд ошибок (несколько секунд добавили ко времени, в частности, нашей Вали Семеренко. - Прим. А. С). В мужской гонке снова был нарушен принцип fair-play. Спортсмены начинали гонку не в равных условиях. Андрей Дериземля с пятым номером стоит на старте, а участника с шестым же запускают на трассу. Фактически это был фальстарт. Мы, шведы и россияне стали настаивать на том, чтобы гонку остановили. Техделегат по рации дал соответствующую команду, а директор соревнований отказался ее выполнять. Теперь представьте, что спортсмен стартует пятым, настраивается на борьбу за медали - и тут возникает непонятная ситуация на старте. Конечно, это стресс.

- А что, если бы на месте украинского биатлониста оказался представитель Германии или Норвегии?

- Организаторы опускают глаза: они не заинтересованы, чтобы этот случай получил широкий резонанс. Нашли виноватого - судью на старте, у которого, между прочим, самая высокая категория «А». Такой вот бардак. А что было бы, возмутись немцы или норвежцы, никто уже не узнает. Жюри приняло решение добавить к результату американца и канадца штрафные секунды. А после этого пиши протесты – не пиши, ничего не изменить. Просто обидно, что такой популярный вид спорта как биатлон страдает, от некомпетентности. Вспомните недоразумения с прохождением трассы на чемпионате мира в Корее.

- Если абстрагироваться от упомянутых судейских ошибок, что можете сказать о стрельбе Дериземли на этой Олимпиаде?

- Андрей с ней психологически не справляется. Кроме того, на мой взгляд, он допустил ошибку еще весной, решив поменять приклад. То же касается и сестер Семеренко. Те, кто занимается стрельбой, понимают, что этого нельзя было делать. В то же время я доволен выступлением Седнева и Пидгрушной. Психологически стабильные спортсмены, умеют настроиться и держать себя в руках. Две гонки пройти без штрафа на первой Олимпиаде - это дорогого стоит. Жаль, что Дериземля не реализовал свой потенциал.

- Кому теперь будет отдаваться преимущество при выборе стартовой группы - Дериземле или Седневу?

-  Это будут решать тренеры, но возможно - и Седневу. Вы видите, что команда хорошо готова функционально, и в каждой гонке мы имеем шансы на медаль. Но нужно их реализовывать, стрелять точно. На тренировках получается, на соревнованиях - нет. Это все психология, если не считать того, что у Хвостенко и Пидгрушной в преследовании лыжи не очень хорошо работали. Сложно угадать с такой погодой. Но мы будем бороться до конца.

Анна САВЧИК, газета «СЭ в Украине»