Сотрудников районных отделов культуры и туризма области усадили за парты. В преддверии Евро-2012 руководство области поставило перед районными отделами культуры области непростую задачу – организовать туризм на своих территориях.

В ХНУ имени В.Н. Каразина прошел первый научно-практический семинар «Актуальные проблемы формирования и реализации регионального туристического продукта».

– Госслужащим такого ранга не хватает знаний, – говорит начальник Чугуевского отдела культуры и туризма Андрей Гуренко. – Я два года разрабатывал городскую программу развития туризма, и во многие вопросы пришлось вникать «с нуля».

Кстати, Чугуеву повезло больше, чем другим харьковским районам: родину Ильи Репина и город с богатейшей военной историей можно считать туристической Меккой области. А что делать другим городам и районам области?

– Харьков многогранен, – считает кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой туристического бизнеса Харьковского национального университета имени Каразина Анатолий Парфиненко. – Каждый район области может сформировать качественный и конкурентоспособный туристический продукт. Важно презентовать все в нужной форме.

Специалист уверяет, что у нас нет районов, которым «не повезло» с потенциально привлекательными для туристов объектами.

– Возьмем, например, Донецкое городище – памятник Киевской Руси. Территорию можно благоустроить, рядом разместить тематический парк: на месте фактически несуществующих поселений рядом с валами и рвами воссоздать жизнь людей той эпохи, – говорит Анатолий Парфиненко. – Туристу можно предоставить возможность поучаствовать в разных видах деятельности: заняться добычей огня или приготовлением пищи и т.д. Такие тематические парки очень популярны за рубежом.

По мнению Ирины Сумщенко, которая три года занимается развитием туризма в Золочевском районе, любителям агротуризма можно предложить с головой окунуться в сельскую жизнь: пройти мастер-класс по доению коровы, посмотреть, как ухаживают на селе за домашними животными, в охотку прополоть огород. А поклонники экотуризма будут рады переночевать на берегу пруда или озерца, половить рыбу, сварить на костре уху и понаблюдать за бобрами.

Однако, для того чтобы заинтересовать туристов, достопримечательности нужно реставрировать, а суммы для этого требуются немалые.

– Задумок у нас масса, – делится начальник Чугуевского отдела культуры и туризма Андрей Гуренко. – Одна из главных проблем – восстановление уникального архитектурного ансамбля на центральной площади города. Аналогов ему нет ни в Украине, ни в России. Площадь разрушается, необходимо 1,5 млн грн. для отвода грунтовых вод, которые ее размывают.

– А у нас уникальный музей: самое большое катакомбное захоронение древних людей в Европе (VIII-X вв.), – говорит директор Волчанского историко-археологического музея-заповедника «Верхний Салтов» Любовь Письменюк. – Мы сделали ремонт, освещение, поставили витрины и подиум. Но принять туристов пока не можем – чтобы завершить работы, нам необходимы 150 тыс. грн. Это был бы единственный в своем роде музей, который непременно заинтересовал бы и европейцев.

Весной пройдет выставка маршрутов: здесь представят уже конкретные туристические продукты, возможно, даже подкрепленные инвестиционными предложениями. А чтобы процесс в районах шел легче, туда пошлют «подкрепление»: районные управленцы попросили кафедру туристического бизнеса прислать к ним на практику студентов.