На Новый год в «подполье» Харьковской муниципалки открылась выставка «Консервы».

Название и место выставки интригующее, с некоторой ретроспективной ассоциацией. Вспоминается сатирический герой незабвенного Аркадия Райкина: «тоже мне музей – нечем банку открыть». Если помните, райкинский подвыпивший персонаж требовал у смотрительницы музея штопор – открыть консервную банку с бычками. В зале подвальной арт-площадки Харьковской городской художественной галереи инструмент для открывания другой – «Шило».

Именно так называется фотогруппа, созданная в этом году. Четверо участников которой – Сергей Лебединский, Василь Незабаром, Влад Краснощек, Вадим Трикоз – снимают исключительно на пленку, а печатают не менее древним способом – с помощью увеличителя на фотобумагу сорта «картон» («в одиночку, в кромешной темноте», как говорил тот же райкинский герой). Причем, снимки сделаны вовсе не в далекие «совковые», а в 2007-10 годах нашего родного, XXI века. И на фото – родной и местами до боли знакомый Харьков.


Болезненность узнавания не отрицают и сами фотографы.

– Наши фотоснимки часто лишены вычурной стройности, эстетизм и красивость отвергнуты в пользу глубины внутреннего содержания фотоснимка, – «завернул» Сергей Лебединский.

А Влад Краснощек добавил:

– Сегодня безупречное качество цифровой фотографии стало той ширмой, за которой умело прячут внутреннюю пустоту снимка. Привычка мерить композицию линейкой, искать объяснения в золотом сечении и верной цветопередаче лишает шанса почувствовать внутреннюю вибрацию фото и войти с ней в резонанс. Мы не идеализируем брак, просто когда говорят «зернистость – злейший враг фотографии», это, по нашему мнению, несколько устаревшее оправдание.


Где фотографы достают ставшую такой редкостью черно-белую пленку и из каких запасов берут фотобумагу – авторы умалчивают. Но сама фотовыставка «Консервы», проходящая при поддержке Национального союза фотохудожников Украины, будет экспонироваться до 5 января.