Гость «Прямой телефонной линии ВХ» – председатель Харьковского областного совета Сергей Чернов.

Музкомедия в ХНАТОБ переезжать не будет


– Здравствуйте, беспокоит Евгений Алексеевич Степаненко. Сергей Иванович, радиостанция «Харьков-2», которую слушают не только в Харьковской области, но и в соседней Белгородской, сократила вещание и стала работать всего два часа в день. Почему?

– На радиостанции «Харьков-2» ведет вещание областное радио. Это государственное предприятие и работает в пределах финансирования, которое выделяет госбюджет. К сожалению, за последние годы объем финансирования областного радио сократился. Поэтому сегодня руководство ищет пути, позволяющие не закрывать программы, а сохранить хотя бы в сокращенном варианте наработанный десятилетиями опыт, чтобы, когда появится возможность, творческие коллективы и узкоквалифицированные специалисты могли восстановить работу.

– Еще один вопрос. Харьковский академический театр музкомедии хотят перевести в здание ХНАТОБа – на малую сцену. Лично я считаю, что это глупость: одновременное функционирование двух музыкальных театров в здании ХНАТОБа невозможно.

– Сегодня речь о переводе театра музкомедии в здание театра оперы и балета не идет – такого решения никто не принимал и принимать не будет. ХНАТОБ передан в государственную собственность, а малая сцена является совместной собственностью территориальной громады Харьковской области и будет использоваться для ее нужд.

– Сергей Иванович, а почему в Харькове есть много культурных центров, а украинского нет?

– Все культурные центры создаются и содержатся не за бюджетные деньги. Поэтому, во-первых, нужны инициативные люди, которые захотели бы создать такой центр в Харькове, а во-вторых, граждане, которые могли бы постоянно жертвовать средства на его содержание.

Вообще-то, культурные центры, как правило, создают национальные общества, чтобы была возможность встречаться, не забывать родную речь, пропагандировать свою культуру на территории другой страны. У нас же, как у коренного населения, так остро этот вопрос не стоит.

Новые технологии остановят рост тарифов


– Сергей Иванович, добрый день. Меня зовут Сергей. Местные власти говорят о необходимости приведения тарифов за коммунальные услуги к экономически обоснованному уровню. Проще говоря – повысить. С другой стороны, президент заявил, что нельзя допускать повышения тарифов для населения. Какой же выход из этой ситуации?

– Дело в том, что предоставление услуг, которые не окупаются, может привести к банкротству предприятий. С другой стороны, темпы роста тарифов опережают рост заработной платы населения. В связи с этим должна быть гибкая государственная политика в плане использования механизмов компенсации разницы в тарифах коммунальным предприятиям через субвенцию местным бюджетам, а также помощи социально незащиненным гражданам из госбюджета. То есть для населения предусмотрена субсидия: если стоимость коммунальных услуг превышает 15% от общего дохода семьи, то разницу берет на себя государство. Таким образом, и коммунальные предприятия, и люди должны быть защищены.

Однако сегодня госбюджет превратился из источника финансирования, который должен решать стратегические задачи и помогать регионам развиваться, в бюджет социальной помощи и дотаций. Ни одна страна в мире с более высоким уровнем экономического развития, чем Украина, не может позволить себе содержать такое количество льготников, как у нас, и покрывать разницу в тарифах. Поэтому основная задача, стоящая сегодня перед руководителями коммунальных предприятий, – снижение себестоимости оказываемых услуг.

Буквально неделю назад этот вопрос обсуждался в ходе выездного заседания коллегии Минрегиона в Харьковской области. Так, до октября 2013 года на коммунальных предприятиях теплоэнергетики должна быть обеспечена стопроцентная установка приборов учета теплоэнергии. А до конца года необходимо обеспечить еще и учет воды: вдвое (по сравнению с прошлым годом) увеличить объемы обустройства многоэтажек приборами учета тепла и холодной воды.

График финансирования вузов может сдвигаться


– Сергей Иванович, здравствуйте. Меня зовут Елена. Обращаюсь к вам как к президенту Ассоциации органов местного самоуправления Харьковской области. Я сотрудница вуза, меня беспокоит то, что у нас случаются задержки с выплатой зарплаты. Связывают это с тем, что вузы вынуждены погашать коммунальные платежи за счет собственных средств, тогда как эти затраты должно нести государство. Не могли бы вы прояснить ситуацию?

– Все высшие учебные заведения государственной формы собственности финансируются из госбюджета. Каждый вуз в соответствующем министерстве должен защитить на следующий год смету расходов, где на 100% должны быть учтены коммунальные услуги.

Однако на практике график финансирования иногда нарушается, и средства, в частности на оплату коммунальных услуг, могут выделяться из госбюджета с учетом его наполнения. Первый квартал года как раз самый сложный по поступлению средств в государственную казну, потому что в январе мы, грубо говоря, полмесяца отдыхаем, экономика разогревается, и поступления в госбюжет сокращаются. Поэтому график финансирования Минфин смещает на второй, а то и третий-четвертый кварталы. Но вузу за полученные коммунальные услуги с предприятием-поставщиком все же рассчитаться необходимо. Поэтому в ход идут собственные средства. А вообще, сегодня высшим учебным заведениям нужно думать о том, как зарабатывать деньги и увеличивать собственные доходы. Возможностей очень много – это и иностранные студенты, и внедрение научных разработок в производство, и участие в современных технопарках, IT- парках и т.д.

«Победу» достроим обязательно


– Сергей Иванович, здравствуйте. Меня зовут Надежда. Мы живем на Алексеевке и с нетерпением ждем открытия станции метро «Победа». С нами проживает дедушка, который каждый год на 9 мая и 23 августа обязательно надевает свои ордена и отправляется на площадь Свободы. Скажите, сможет ли наш ветеран в этом году добраться в центр города на метро со станции «Победа»?

– Я бы очень хотел, чтобы ваш дедушка-ветеран уже в этом году отправился на свой главный праздник на метро, но, к сожалению, к 9 мая «Победа» точно не будет сдана.

Мы все прекрасно понимаем, насколько необходима не только жителям Алексеевки, но и всему Харькову новая станция. Рядом проходит окружная дорога, поэтому в этом районе предусмотрено строительство автовокзала, чтобы ограничить въезд в город пригородных автобусов и дать возможность жителям сельских районов комфортно передвигаться по Харькову на метро.

На данном этапе государством четко не определен источник финансирования строительства этой станции. Но городская и областная власти неоднократно обращались с этим вопросом к центральным органам власти. Чем дольше мы сегодня затягиваем со строительством, тем дороже оно нам будет обходиться. Если два-три года назад это стоило 150 миллионов гривен, сегодня уже 250 миллионов. Но пути назад нет. Есть лишь острая и насущная необходимость достроить «Победу». И мы это обязательно сделаем.

Украина получила шанс стать энергонезависимой


– Здравствуйте, меня зовут Татьяна. Сергей Иванович, хотелось бы услышать вашу точку зрения по поводу добычи сланцевого газа в Харьковской области – на этот счет существует столько противоречивых мнений!

– В этом вопросе я полагаюсь исключительно на точку зрения специалистов, которых в Харькове предостаточно: эксперты «УкрНИИгаза», УкрНИИ геологии, а также практики, которые больше полувека занимаются в нашей области добычей традиционного газа, экологи. Эти специалисты смогли оценить все риски, рассмотреть все точки зрения и принять соответствующее решение, которое рекомендовали депутатскому корпусу Харьковского облсовета.

Сегодня Украина – энергозависимое государство. Но у нас есть шанс получить энергетическую независимость – специалисты оценили наш потенциал в семь триллионов кубометров газа. И если эти объемы подтвердятся на практике, более чем на 100 лет наша страна будет обеспечена газом, более того – появится возможность продавать его и зарабатывать средства для развития страны.

Но до 2015 года никто добывать сланцевый газ на территории Харьковской области не будет – в соответствии с договором, который подписан между правительством Украины и компанией «Шелл». Сначала нужно подтвердить реальное наличие запасов газа, потом обязательно будут проводиться общественные слушания, разъяснения, процедуры согласования и только после этого будет приниматься решение о добыче. В качестве примера приведу Польшу. Компания «Шелл» освоила там 100 млн долларов, но оказалось, что газ там есть в таком ограниченном количестве, что добывать его экономически нецелесообразно. Компания свернула оборудование и переключилась на другой участок.

– Людей пугает метод гидроразрыва, который применяется при добыче сланцевого газа. Что говорят специалисты по этому поводу?

– Опираясь на мнение специалистов, скажу: метод гидроразрыва для Харьковской области вовсе не новинка. В первый раз он был использован в 1953 году, последний гидроразрыв был произведен на территории Балаклейского района в декабре 2012 года. В Украине насчитываются десятки скважин по добыче традиционного газа, где используется этот метод. Просто никто никогда не акцентировал на этом внимание, пока в этот вопрос не вмешалась большая политика.

Не так давно делегация Харьковской области посетила Техас (США), который является ведущим регионом по добыче сланцевого газа. Благодаря добыче нетрадиционного газа экономика США за последние несколько лет резко изменилась. Так, пять лет назад цена на газ там была порядка 110--120 долларов за кубометр, через четыре года уже более 400 долларов, а сегодня они вернулись к цене до 200 долл/куб. м. Что же касается безопасности, то в Техасе действующие вышки находятся на расстоянии 150--200 метров от школы и детского сада. И это при том, что в США требования к экологической безопасности на несколько порядков выше, чем в нашей стране.

Поймите, мы все заинтересованы в безопасности этих работ – ведь и нам здесь жить, и нашим детям, и нашим внукам.

Что даст реформа местного самоуправления?


– Добрый день, меня зовут Ирина. Сергей Иванович, сегодня много говорится о реформе местного самоуправления. Объясните, в чем ее суть?

– Реформа государственной власти, как свидетельствует опыт стран, где она проходит, – процесс постоянный, направленный на оптимизацию власти, упрощение ее системы.

Сегодня в Украине существует конкуренция компетенции органов власти. Это противоречие необходимо решить, поскольку будет способствовать более прозрачной работе органов власти. Ведь человек, нуждаясь в решении какого-либо вопроса, четко должен знать, в какую структуру ему обращаться.

Эта реформа коснется и чиновников: число госслужащих должно сократиться. В качестве примера удачно проведенной реформы назову Польшу, где почти 30 видов услуг для населения теперь предоставляется через единый электронный портал, что значительно ускоряет решение многих вопросов, получение документов и т.п., и предотвращает коррупцию. Отечественная реформа должна быть направлена и на смену системы власти. Не должно быть так, чтобы самый большой район в Европе — Харьковский, в котором проживает 200 тысяч человек, имел такую же структуру органов власти и количество чиновников, как Коломакский или Печенежский с населением 7 тыс. человек.

Также необходимо приложить усилия к выработке понятной и четкой государственной политики регионального развития. Сегодня мы живем по формуле одного бюджетного года. Чтобы говорить о программах стратегического развития на многие годы, необходимо каждому региону, исходя из соответствующей ему специфики, стабильно получать гарантированную сумму средств для реализации долгосрочных планов. Только в таком случае программы могут работать длительно, а регионы сотрудничать с инвесторами и международными структурами, брать кредиты, развивать инфраструктуру.

Успешная реализация любой реформы, в том числе местного самоуправления, зависит от наличия политической воли на уровне государства, поддержки людей, квалифицированных специалистов, способных разъяснить цели реформы и ее перспективы для громады.

Личное дело
Сергей Иванович Чернов родился 22 августа 1961 года в года Краснограде Харьковской области. С 1978 по 1983 год учился в Харьковском институте механизации и электрификации сельского хозяйства. С 1997 по 1999 год – в харьковском филиале Украинской академии государственного управления при президенте Украины. Трудовую деятельность начал в 1983 году инженером на ПО «Сортнасiнняпром». Затем работал на руководящих должностях на различных предприятиях агропромышленного комплекса области. С 2001 по 2005 год был экономическим советником председателя Харьковской облгосадминистрации, затем помощником-консультантом народного депутата Украины. Заместитель председателя, председатель Харьковского облсовета V созыва. 25 ноября 2010 года избран председателем Харьковского областного совета VI созыва.
Кандидат наук государственного управления. Заслуженный работник сельского хозяйства Украины. Почетный гражданин Красноградщины.
Любит музыку (играет на аккордеоне), рыбалку, настольный теннис.