Традиционный народно-музыкальный фестиваль прошел в одноименном селе Чугуевского района

Дух соперничества и желание перещеголять соседей были всегда присущи чугуевцам. Говорят, фестиваль «Свадьба в Малиновке» появился как ответ и альтернатива «Печенежскому полю». Правда, соперничества не получилось: уж слишком разными оказались фестивали — и по содержанию, и по масштабу. Соответственно, разными стали и их судьбы.
Фестиваль «Свадьба в Малиновке» начинался как фольклорно-этнографический. По замыслу организаторов, он был призван не столько поэксплуатировать раскрученный бренд культового советского кинофильма, сколько возродить полузабытую свадебную культуру Слобожанщины. В отличие от Печенег Малиновка не собирает десятков тысяч гостей, сюда не едут столичные звезды, а география участников ограничена одним лишь Чугуевским районом. Зато здесь в полной мере присутствуют самобытность и колорит народного творчества, традиций и обрядов, не разбавленных попсой и современным искусством. Особенно это проявилось на нынешней, вот уже третьей по счету «Свадьбе», которая пела и плясала больше и активнее, чем в предыдущие годы, включив в себя смотр десятков коллективов народной самодеятельности, концерт артистов Харьковского театра музкомедии и разнообразные музыкальные конкурсы среди участников и гостей фестиваля.
Если на дебютном фестивале на улицах Малиновки можно было увидеть даже махновские тачанки, то нынче об изобилующей ложными стереотипами картине напоминают лишь персонажи-ведущие — Попандопуло, Яшка-артиллерист да баба Трындычиха. Киношную «Свадьбу» теснят свадьбы настоящие, которых с каждым фестивалем становится все больше.
В прошлом году их было пять, в нынешнем — четырнадцать. То ли жениться стали чаще, то ли молодые подгадывают со свадьбами специально к фестивалю. И не только потому, что на свадебные подарки — телевизоры да стиральные машины — организаторы не скупятся. Пойти под венец на сцене — интересно, памятно, а главное — необычно. А еще — почетно и экономно. Мало у кого на свадьбе вместо Верки Сердючки звучат обрядные песни, гопак и полька, «посажеными родителями» становятся представители власти, а гостей гуляет по нескольку тысяч, причем все — за свой счет!
Кстати, о гульбе. Фестивальные цены приятно удивили относительной дешевизной. Наверно, потому и выстраивались очереди за шашлыком, несмотря на изобилие мангалов и жаровен. Еще один повод для удивления — ничтожно малое (опять же, относительно) число «уставших» гостей. Все-таки селяне — народ более закаленный и горилкой натренированный.
При всем колорите фестивально-свадебной церемонии чувствуется в ней и влияние современных традиций — конкурсы для женихов и невест, возложение цветов к памятникам. Их в селе два — Воину-освободителю и Тарасу Шевченко. Кажется, что хорошо бы и третий установить — Николаю Гоголю. Гоголь, правда, никогда в Малиновке не бывал (как и Шевченко, кстати), да и слыхал-то о ней вряд ли, но уж больно «по-гоголевски» смотрится фестивальное действо.