30 лет назад, 8 июля 1985 года, в Соединенных Штатах Америки умер нобелевский лауреат по экономике Саймон Смит Кузнец.

Шесть лет он прожил в Харькове и именно в Первой столице получил экономическое образование и сформировался как ученый. Теперь всемирно известный экономист «возвращается» в Харьков – в сквере на площади Свободы будет установлен его бюст, а его имя может быть присвоено Харьковскому государственному университету питания и торговли.

Присвоение ХГУПТу имени Саймона Кузнеца, возможно, будет приурочено к юбилею вуза, который через три года отпразднует 50-летие. По словам кандидата философских наук, профессора Харьковского государственного университета питания и торговли Игоря Шудрика, имя знаменитого ученого тесно связано с Харьковским коммерческим училищем Императора Александра III и Коммерческим институтом.

– До революции эти учебные заведения финансировались Харьковским купеческим товариществом и пребывали под юрисдикцией Министерства торговли и промышленности, – проводит экскурс в историю Игорь Шудрик.  – Таким образом, наш университет является правопреемником Харьковского коммерческого училища, основанного в 1893 году, и, значит, имеет все основания носить имя Саймона Кузнеца.

Кто такой этот загадочный Кузнец


Удивительно, но еще десять лет назад в Украине почти никто не знал о нобелевском лауреате Саймоне Смите Кузнеце, отмечает Игорь Шудрик. Не последнее место в замалчивании его научных трудов и биографии сыграли правила «железного занавеса» и классово-партийный подход, поскольку Нобелевскую премию Кузнец получил как американский ученый.

– Помню, как в 1980-е годы университетские коллеги шепотом и по большему секрету говорили: «Знаете, а ведь в Харькове не два, а три нобелевских лауреата», – вспоминает Игорь Шудрик. – Тогда Кузнец был объявлен предателем, о его истинных заслугах в науке знали единицы.  

По словам Игоря Шудрика, харьковский период жизни Семена Кузнеца до сих пор полон тайн и загадок. Так, долгое время считалось, что Кузнец родился в Харькове и учился на юридическом факультете Харьковского университета. Такие данные указаны и в биографической справке Нобелевского комитета. И только накануне 110-й годовщины со дня рождения ученого биографы нашли и обнародовали неизвестные страницы его жизни. В частности, профессор Белгородского университета Владимир Московкин выяснил, что будущий нобелевский лауреат родился не в Харькове, а в Пинске. Семен был средним ребенком из трех сыновей Абрама и Полины Кузнец. Его отец был торговцем мехами и уехал в Соединенные Штаты, когда Семену исполнилось шесть лет. Перевезти семью в Новый свет он собирался позже, но его планам помешала начавшаяся в 1914 году первая мировая война и революция в России. После эмиграции Абрама Кузнеца семья переехала из Пинска к родственникам в Ровно, а через какое-то время российские власти переселили еврейские семьи подальше от границы, поскольку считали, что они могут сотрудничать с немцами. Так в 1915 году Полина Кузнец вместе с детьми попала в Харьков. Семью поселили в помещении цирка – театра «Муссури», который находился на улице Благовещенскй, 28 (сейчас ул.Карла Маркса), где она и проживала до отъезда в Польшу в 1921 году.

Некоторые исследователи полагают, что харьковская версия рождения была выгодна Кузнецу и являлась результатом фальсификации документов с целью облегчения его выезда в США. 

Он учился «очень удовлетворительно»


Несмотря на то что в Харькове Семен Кузнец провел лишь шесть лет, этот период оказался судьбоносным для будущей карьеры ученого. Именно в нашем городе он получил экономическое образование и сформировался как статистик и ученый, считает Игорь Шудрик. Сначала 14-летний юноша обучался в Харьковском втором реальном училище, которое  располагалось в помещении Коммерческого училища (сейчас это здание Национальной юридической академии им. Ярослава Мудрого). С 1917-го по 1918 год, получал знания на Высших вечерних коммерческих курсах при Харьковском коммерческом училище. Затем Семен Кузнец два года проучился в Харьковском коммерческом институте, где преподавали ведущие профессора юридического факультета Харьковского университета. Кроме общеобразовательных предметов студенты проходили товароведение, историю торговли, статистику, коммерческую географию, торговое право, бухгалтерию. В то время харьковская школа статистики и экономики считалась одной из лучших в Российской империи.

– Из архивных документов известно, что Семен Кузнец был успешным учеником и в его зачетной книжке студента Харьковского коммерческого института только две оценки – «удовлетворительно» и «очень удовлетворительно», то есть «4» и «5», -- рассказывает Игорь Шудрик. – Кроме того, на втором курсе он уже успел подготовить магистерскую диссертацию.

Талантливого студента освободили от воинской службы


В феврале 1920 года молодой специалист поступил на службу в статистический отдел ЦК профсоюзов, где вскоре стал руководителем секции бюро статистики труда.

– К сожалению, сведений о его студенческой жизни крайне мало, – говорит Игорь Шудрик. – Известно, что его обучение финансировало местное купеческое общество, а также помогала еврейская община. Людей, знавших Кузнеца в тот период уже не осталось, поэтому какой он был человек, можно только предполагать. Нет сомнений, что он был волевым, трудолюбивым и настойчивым в достижении своей цели – получении образования. Во время войн и революций занятия проходили в полупустых аудиториях, ведь многие ушли на фронт. К слову, способного студента освободило от воинской службы руководство учебного заведения. Думаю, у него была четкая установка на учебу, ведь Семен знал, что рано или поздно уедет к отцу в США. Он изучал иностранные языки: французский, немецкий, английский. Эти знания впоследствии очень пригодились ему в Америке. 

<Подзаголовок>Все силы направлял на учебу
<Текст>Исследователь харьковского периода Кузнеца приводит и другие аргументы в пользу того, что все силы молодой статистик направлял на учебу. По словам Игоря Шудрика, в смутное время он не примкнул ни к одной политической силе и остался человеком науки.
– Когда в Харькове установилась власть большевиков, многие вузовские преподаватели уехали за границу, некоторые остались и вынуждены были приспосабливались к новым  реалиям, – рассказывает Игорь Шудрик. – Кузнец почему-то остался и даже занял пост в статистическом отделе ЦК профсоюзов.

Как ученый он родился в Харькове


Работая статистиком в столице Советской Украины, которой тогда был Харьков, Семен Кузнец написал свой первый научный труд. В 1921 году в сборнике «Материалы по статистике труда на Украине» была напечатана его статья «Денежная заработная плата рабочих и служащих фабрично-заводской промышленности г. Харькова в 1920 году».

– Удивительно, но до сих пор эта работа не изучена современными учеными- экономистами, – говорит Игорь Шудрик. – Это новаторская статья и глубокое исследование экономических явлений первого года советской власти.

В Харькове нашли неизвестную ранее работу ученого


Недавно биографы Саймона Кузнеца отыскали в Центральной научной библиотеке ХНУ им. Каразина работу профессора Шумпетера за 1912 год со штампом Харьковского коммерческого института и множеством пометок, сделанных карандашом. Владимир Московкин допускает, что эти пометки сделаны Семеном Кузнецом, поскольку его магистерская работа, которую он защитил на втором курсе института, называлась «Представленная и критикуемая система доктора Шумпетера». Кстати, магистерскую диссертацию, подготовленную в Харькове он успешно защитил в Колумбийском университете в 1924 году.

Кузнец снова пропишется в Харькове
В 2015 году на аллее за памятником Ленину будут установлены бюсты трех известных ученых, нобелевских лауреатов, чья жизнь была связана с Харьковом – Илье Мечникову, Льву Ландау и Семену Кузнецу.

Американский успех


В 1921 году по Рижскому договору город Пинск отошел Польше и Семен Кузнец отправился на родину, чтобы оформить документы для долгожданного выезда в США. В Нью-Йорк теперь уже не Семен, а Саймон Смит Кузнец и его младший брат Соломон приехали в 1922 году. Все лето молодой ученый совершенствовал свои знания по английскому языку и осенью того же года поступил в престижный Колумбийский университет. Через год  вчерашний эмигрант  получил степень бакалавра, а в 1924 году степень магистра по экономике.

В США молодой ученый написал докторскую диссертацию «Циклические колебания: розничная и оптовая торговля. США 1919–1925», которую он защитил в 1926 году.

В Советском Союзе его ждала незавидная участь


– Некоторые наши соотечественники осуждают поступок Кузнеца – дескать, в Варшаве он бросил больную мать, а сам уехал в США, – говорит Игорь Шудрик. – С другой стороны, если бы он остался в СССР, нобелевским лауреатом он бы не стал. Более того, его непременно обвинили бы в шпионаже в пользу Польши и США. Его бы постигла незавидная участь многих талантливых ученых, уничтоженных сталинским режимом в 1930-х годах. Далеко за примерами ходить не надо – в 1938-м был расстрелян ученый-экономист Николай Кондратьев.

В США Саймон Кузнец преподавал в Пенсильванском (Филадельфия), Гарвардском университетах и университете Джона Гопкинса (Балтимор). Во время Второй мировой войны (1942–1944) возглавлял Бюро планирования и статистики Комитета вооружений США. В 1949-м был избран президентом Американской статистической ассоциации, в 1954-м — президентом Американской экономической ассоциации.

Он помог США преодолеть великую депрессию
Среди достижений Саймона Смита Кузнеца специалисты отмечают вклад в решение проблем выхода США из экономического кризиса 1929–1933 годов, а также в развитие экономической статистики. Он впервые разработал научно обоснованные методы расчета национальной прибыли и ВВП, а также исследовал проблему экономического роста. Кроме того, ученый разрабатывал программы экономического развития многих стран, таких как Япония, ЮАР, Южная Корея, Израиль и др.
В 1971 году Саймону Смиту Кузнецу была присуждена Нобелевская премия по экономике «За эмпирически обоснованное толкование экономического роста, которое привело к новому, более глубокому пониманию экономической и социальной структуры и процесса развития в целом».